Долго думала, какие точки зрения включать в обзор, какие нет. Например, чисто психологическую, которая мне знакома и не чужда. А что, могу. Опираясь аж на Выготского. Цитируя Фрейда, который, как известно, считал, что механизм возникновения художественного произведения тот же, что и механизм возникновения невроза. И он тоже в чем-то прав, конечно. Но мне все-таки интереснее другой подход.
Для ребенка книга – некая данность. Он и не задумывается, откуда она взялась. Но однажды он узнаёт, что книжки-то, оказывается, живые люди сочиняют!))) Потрясающее открытие, - конечно, я говорю о ребенке читающем, для которого книги уже стали неотъемлемой частью его мира. Ему представляется, что автор интересных и умных книг – еще интереснее и умнее, чем его книги, а как же. Постепенно взрослеющий читатель узнаёт, что автора нельзя отождествлять с его героями. Но это еще цветочки... Ягодки позже будут – когда он поймет, что автора нельзя отождествлять с самим автором.
еще много текстаЛичное знакомство с почитаемым автором может стать причиной большого разочарования и искренней, хотя и несколько смешной, обиды на развенчанного кумира и на весь белый свет, который так непонятно устроен.)) Если кумир просто окажется не похож на то, что читатель-почитатель себе навоображал, это еще полбеды.
Я уж на что подготовлена к таким наблюдениям, и то порой впадаю в когнитивный диссонанс – фигею, попросту говоря!
Смотрю на человека. Человек мелочно завистлив, скандален, подозрителен. Вместо мышления набор штампов, типа такого: "Каждая женщина должна быть замужем, а если не замужем, значит она проститутка". Дурак, в общем.((( К тому же дурак агрессивный и с явными признаками паранойи: "Мне опять бросили в почтовый ящик камень! Это угроза, я знаю. Говорите – дети шалят?! Вы заодно с моими врагами?! Ах как вы наивны, вы не верите в еврейский заговор... А кто, вы думаете, нашу страну уничтожает?!"
Так вот, это один из самых талантливых писателей в нашем городе!! Реалист. Пишет о войне, о голоде, о человеческих судьбах в войну и после. Мудрые книги. Где он берет слова, от которых у меня перехватывает дыхание и хочется поглубже вздохнуть, чтоб не заплакать, откуда у него это пронзительное понимание людей, способность видеть ошибки героев – и сострадать им... При этом в реальной жизни он черта с два кому-нибудь посочувствует.
Не может быть. Это не он.
Конечно, не он.
Пишет книги не та часть личности, которая общается с нами в быту. И чем писатель талантливее, тем сильнее бросается в глаза это несоответствие!! Удивительный факт – который, конечно, хочется как-нибудь для себя объяснить. И ведь не объяснишь его механизмом возникновения неврозов, ммм?)) По-моему, даже деятельностью Сверхэго не объяснишь. Потому что - откуда все-таки оно, Сверхэго, это все берет?! ))
Мои личные обоснуи не новы, но я их тут озвучу.
То настоящее, что может сказать писатель, не принадлежит полностью ему. Откуда оно?.. Оттуда. Кто там есть – Мировой Разум, Бог, Безмолвие, и т.д. – нужное подчеркнуть, выбор слова зависит от мировоззрения. А дар писателя – это способность настроить свою антенну на прием (выражение не мое) и облечь полученное в слова (звуки, краски).
Или еще можно сказать так...
"Я - винтик, нужный для ее затей. Речь так спешит в молчанье не погибнуть! Свершить звукорожденье, а затем – забыть меня навеки и покинуть" (с).
Идея, которой пришло время быть высказанной, ищет, через кого бы ей прозвучать. Я не имею в виду только крупномасштабные явления типа новой мировой религии. Нет! Каждая книга, хоть детская сказка, хоть стихи... Что угодно. Любые тексты, от которых сладко вздрагивает чья-то читательская душа.
Идея существует, и кто-то ее поймал. Именно в этот миг, по-моему, к нему применимы высокие слова типа "творец". "Первые звуки, пробные строки, сладкие муки тонкой настройки..."(с) Потом, когда он мучительно ищет нужные слова, подбирает сравнения, пытается увязать форму и смысл, - он уже ремесленник, работяга. Если же не справился – допустим, неуверенность в себе заела, и так и не дописал))) – что ж, он не единственный, идея уйдет к кому-нибудь другому, нужно же ей воплотиться.
К слову сказать: графоман в самом худшем смысле слова – в моем понимании - это довольно-таки несчастный человек, у которого потребность писать есть, а "канала" нет. Совсем. И неоткуда ему взять слова, трогающие чью-нибудь душу...(((
А сознание человека – носителя Дара – тем временем остается в неприкосновенности со всеми своими глупостями.
Так что – автор хороших и умных книг вовсе не обязательно за пределами книг является Учителем жизни, третейским судьей или хорошим советчиком, и даже просто умным человеком. Хотя, безусловно, точно так же он может и быть всем этим.
Еще.
"Мы рождены не по первому кругу, были детьми и отцами друг другу, тайные струны об этом поют. Тайными чувствами живы поэты, все мы родимся когда-то и где-то..."(с)
В моей рабочей картине мира присутствует реинкарнация. Полезная деталь, у кого нету, советую рассмотреть и, может быть, встроить себе.))) Она позволяет гармонично объяснять многие болезненные и труднообъяснимые явления жизни.
Каждый из нас прошел уже много-много путей... кто-то больше, кто-то меньше. Накопленный опыт никуда не делся, а иной раз промелькивают даже и кусочки воспоминаний, странных, нездешних. Только вот для сегодняшней личности эта сокровищница недоступна. У кого-то она приоткрыта – какой не по возрасту зрелый и мудрый молодой человек!)) - у других открывается время от времени, удивляя самого носителя внезапными «озарениями».
Творчество – один из способов до нее добраться.Все сказанное я предлагаю считать не истиной, а всего лишь одним из многих возможных и равноправных взглядов на существующее явление.
А то люди иногда вдруг самые неожиданные вещи на свой счет принимают.
А я сейчас тааакая пуганая, как ворона, которой лучше не показывайте никакие кусты... (((
И, пожалуй, мне повезло с тем, что встреча с одними из любимых писателей разочарования не принесла. Олди, имхо, соответствуют)))
Но, это, я так и подозревала всегда, везение, а никак не закономерность.
Спасибо за подробный и оччечнь интересный пост!
Эпона Спасибо за отзыв!
А то ведь вообще непонятно, читает кто-то или нет...(Олди соответствуют?
Да и пишущие люди, которые склонны анализировать процесс творчества, о том же говорят. Татьяна Толстая та же...
А Олди... я не очень много с ними общалась, но несколько личных встреч не разочаровали. Они хорошие)) Громов-очень на контакт идет, на общение, С Ладыженским, правда, почти не разговаривала, он-весь в своих проектах)) А как я боялась, что разочаруюсь...ан нет)
А стихи, которые ты цитируешь, они чьи?
Выложить, что ли, тексты полностью?) Я же понимаю, прочитать хочется, а искать - лень...
Я тут подумала... подумала-подумала... и решила, что без личного общения с человеком мне трудно понять причины поступков этого человека... Но я считаю, что человек, уходящий в творчество (по-настоящему уходящий, настолько, что его произведения начинают существовать отдельно от него) делает это не просто оттого, что появилась идея (с мыслью о блуждающей идее, ищущей воплощения, согласна полностью!). Что-то должно подталкивать автора к созданию своего, гнать от реальных людей к несуществующим.
За большой талант полагается большая плата. Ранняя смерть, одиночество, психические расстройства... - вариантов море.
Может, названный автор ведет себя так от одиночества, от желания привлечь к себе внимания, от непонимания. Он притворяется. Притворяется холодным и бесчувственным, глуповатым и грубоватым.
А может, он разочарован в людях, верит, что все прекрасное из этого мира уже ушло, считает, что лишь на войне человек раскрывается? Он не жалеет людей - и потому может их правдоподобно описать.
Если забраться в душу к этому человеку, заставить его по-настоящему открыться - кто знает, какие чудеса там творятся?
...думает дальше...
а пишет все-таки подсознание... *сидит, рисует схемку* Информация приходит к человеку, но она должна не просто быть воспринятой и усвоиться, она должна лечь на дно памяти, забыться, перестать волновать и тревожить -- и поднятся с глубин в момент творчества.
Если загнать в себя сострадание к окружающим, забыть о нем, - может, оно воспрянет в момент творчества?
...правда, я умных книг про творчество не читала, и мои домыслы - лишь мои домыслы... Но то, что есть в творчестве, всегда есть в авторе. И если какая-то черта проявилась в нас, - значит, она всегда была и всегда будет, просто загнана глубоко *благополучно заткнулась, хоть и позже, чем следовало, и смылась, пока не написала реферат*
Я ж говорю - всего лишь одно из множества возможных объяснений. Так что мое и твое объяснения друг другу не противоречат.
Только с одним пунктом мне никак не хочется соглашаться. Вот с этим.
За большой талант полагается большая плата. Ранняя смерть, одиночество, психические расстройства... - вариантов море. Не соглашусь, нет!
Почему - плата?! Почему именно такая?! Кто взимает плату? С кем договор?
Мне ближе другое объяснение - что хрупкая тушка и хрупкая неподготовленная психика человека неспособны нести груз озарений и открытий. Не готовы к контакту с высшим... а приходится. Вот и психические расстройства, и раняя смерть... А у одиночества много причин. В том числе те же самые, с помощью которых портят себе жизнь и самые обыкновенные люди, то есть не отягощенные проблемами творческой личности.)
В свое время дивился тому, как можно отчуждать творчество от творца, как греки могли боготворить искусство и презирать их создателя, и как впоследствии римляни, заимствовав культуру, относились с пренебрежением к самим грекам. Потом вспомнил, как сам отношусь к М, N и S, в то время как весьма уважаю их талант, и все понял.
Это с одной стороны. С другой - я бы не стал так отчуждать творение от творца. Да, на "Теории текста" я с пеной у рта доказывал, что утверждение "В любом тексте отражается личность автора" верно не во всех случаях, поскольку при желании и знании основ текстологического анализа личность можно скрыть; что в официально-деловых текстах, словарях и пр. личности фактически нет.
И все же, так или иначе, в художественном произведении личность автора проглядывается. Я бы даже настаивал, что каждый герой - субличность автора в той или иной степени. Я думаю, в своем сюрреалистическом произведении "Степной волк" в эпизоде с отражений героя Гессе подразумевал примерно то же.
Касаемо несоответствия рассуждений и поведения в жизни и произведениях, я бы сказал так: это всего лишь диссонанс меж теорией и практикой, тлетворное влияние эндокринной системы и двойных стандартов, от которых многие смертные не избавлены, а автор тоже гомо сапиенс В)
Ну а как же без этого! Самый тот материал, который всегда под рукой у автора, - это сам автор, его жизнь, воспоминания.
Может, я скоро доберусь и об этом порассуждать. Отражения субличностей автора в его персонажах - тема интересная до жути.)))
Что касается одиночества... Необычно мыслящим непросто.
Это слово выражает именно то, что я имею в виду. А слово "плата" имеет другое значение: воздаяние, возмещение, компенсация КОМУ-ТО. Вот если предполагаемые высшие силы представить персонифицированно, как существа, которые отмеряют на весах талант и записывают: "А вот за эту меру таланта поэт Х обязан трижды развестись с женами и бросить на произвол судьбы своих детей... А художник Y должен стать алкоголиком. А свою счастливую семейную жизнь и здоровье они отдадут нам, в качестве ПЛАТЫ, нам они нужны..." Вот если так - тогда подходит слово "плата"... но мне такая картинка не нравится.
Платы избежать нельзя, она придет в любом случае. Она не следствие таланта, она - его неотъемлимая часть. Будешь ждать с севера - заявится из-под земли. Сумасшествие-последствие придет после творчества, сумасшествие-плата придет вместе с ним...
эхх... это как-то сложно объяснять... В общем-то, поэтому я держусь за слово "плата" (оно несет в себе что-то иррациональное) и отказываюсь от слова "последствие"(=