Долго думала, какие точки зрения включать в обзор, какие нет. Например, чисто психологическую, которая мне знакома и не чужда. А что, могу. Опираясь аж на Выготского. Цитируя Фрейда, который, как известно, считал, что механизм возникновения художественного произведения тот же, что и механизм возникновения невроза. И он тоже в чем-то прав, конечно. Но мне все-таки интереснее другой подход.

Для ребенка книга – некая данность. Он и не задумывается, откуда она взялась. Но однажды он узнаёт, что книжки-то, оказывается, живые люди сочиняют!))) Потрясающее открытие, - конечно, я говорю о ребенке читающем, для которого книги уже стали неотъемлемой частью его мира. Ему представляется, что автор интересных и умных книг – еще интереснее и умнее, чем его книги, а как же. Постепенно взрослеющий читатель узнаёт, что автора нельзя отождествлять с его героями. Но это еще цветочки... Ягодки позже будут – когда он поймет, что автора нельзя отождествлять с самим автором.
еще много текста

Все сказанное я предлагаю считать не истиной, а всего лишь одним из многих возможных и равноправных взглядов на существующее явление.

@темы: мнения

Комментарии
18.11.2009 в 09:50

Хорошо написала, я для себя это специально не объясняла, да и знакомством со многими писателями не могу похвастаться, но многое из наблюдаемого совпадает.)
18.11.2009 в 12:53

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Буду думать...
18.11.2009 в 13:07

AnnetCat *осторожным шепотом* Надеюсь, хоть не о том, что тут были камешки в твой огород? Вот уж чего точно не было! :no:
А то люди иногда вдруг самые неожиданные вещи на свой счет принимают.
А я сейчас тааакая пуганая, как ворона, которой лучше не показывайте никакие кусты... (((
18.11.2009 в 13:41

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Эсса *хихикая* я не настолько талантлива, чтобы быть мнительной))) ты чего)) не бойся)
19.11.2009 в 23:08

И не было грани между сердцем и солнцем©
А как я со всем сказанным согласна!. Прямо, очень.
И, пожалуй, мне повезло с тем, что встреча с одними из любимых писателей разочарования не принесла. Олди, имхо, соответствуют)))
Но, это, я так и подозревала всегда, везение, а никак не закономерность.
Спасибо за подробный и оччечнь интересный пост!:white:
20.11.2009 в 05:21

taya lin Спасибо за отзыв!
Эпона Спасибо за отзыв! А то ведь вообще непонятно, читает кто-то или нет...(
Олди соответствуют? :) Как я рада слышать!!! Это замечательно!!! :sunny:
20.11.2009 в 17:14

"Я приду целоваться в 8 часов. Если я опоздаю - начинай без меня!" (с: из переводов Феи Флаббергасты)
По-моему, все правда. И, кстати, у художников все так же.
Да и пишущие люди, которые склонны анализировать процесс творчества, о том же говорят. Татьяна Толстая та же...
20.11.2009 в 20:41

И не было грани между сердцем и солнцем©
Эсса Читаем-читаем. Просто иногда даже и сказать-то нечего, сидишь и обдумываешь))
А Олди... я не очень много с ними общалась, но несколько личных встреч не разочаровали. Они хорошие)) Громов-очень на контакт идет, на общение, С Ладыженским, правда, почти не разговаривала, он-весь в своих проектах)) А как я боялась, что разочаруюсь...ан нет)
23.11.2009 в 16:22

Эсса Да, любопытно... Есть о чем подумать.
А стихи, которые ты цитируешь, они чьи?
23.11.2009 в 16:40

Анна Иоанновна "Речь так спешит в молчанье не погибнуть..." - Белла Ахмадулина. "Первые звуки, пробные строки..." - это Олег Медведев, "Марш небесных связистов". "Мы рождены не по первому кругу..." - Юнна Мориц.
Выложить, что ли, тексты полностью?) Я же понимаю, прочитать хочется, а искать - лень... ;) Ладно, что-нибудь выложу.)) Потому что сама их люблю.))))))))
23.12.2009 в 19:06

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Где он берет слова, от которых у меня перехватывает дыхание и хочется поглубже вздохнуть, чтоб не заплакать, откуда у него это пронзительное понимание людей, способность видеть ошибки героев – и сострадать им... При этом в реальной жизни он черта с два кому-нибудь посочувствует.
Я тут подумала... подумала-подумала... и решила, что без личного общения с человеком мне трудно понять причины поступков этого человека... Но я считаю, что человек, уходящий в творчество (по-настоящему уходящий, настолько, что его произведения начинают существовать отдельно от него) делает это не просто оттого, что появилась идея (с мыслью о блуждающей идее, ищущей воплощения, согласна полностью!). Что-то должно подталкивать автора к созданию своего, гнать от реальных людей к несуществующим.
За большой талант полагается большая плата. Ранняя смерть, одиночество, психические расстройства... - вариантов море.
Может, названный автор ведет себя так от одиночества, от желания привлечь к себе внимания, от непонимания. Он притворяется. Притворяется холодным и бесчувственным, глуповатым и грубоватым.
А может, он разочарован в людях, верит, что все прекрасное из этого мира уже ушло, считает, что лишь на войне человек раскрывается? Он не жалеет людей - и потому может их правдоподобно описать.
Если забраться в душу к этому человеку, заставить его по-настоящему открыться - кто знает, какие чудеса там творятся?

...думает дальше...

а пишет все-таки подсознание... *сидит, рисует схемку* Информация приходит к человеку, но она должна не просто быть воспринятой и усвоиться, она должна лечь на дно памяти, забыться, перестать волновать и тревожить -- и поднятся с глубин в момент творчества.
Если загнать в себя сострадание к окружающим, забыть о нем, - может, оно воспрянет в момент творчества?

...правда, я умных книг про творчество не читала, и мои домыслы - лишь мои домыслы... Но то, что есть в творчестве, всегда есть в авторе. И если какая-то черта проявилась в нас, - значит, она всегда была и всегда будет, просто загнана глубоко *благополучно заткнулась, хоть и позже, чем следовало, и смылась, пока не написала реферат*
23.12.2009 в 19:22

Ticky Спасибо, что прочитала.)
Я ж говорю - всего лишь одно из множества возможных объяснений. Так что мое и твое объяснения друг другу не противоречат.
Только с одним пунктом мне никак не хочется соглашаться. Вот с этим.
За большой талант полагается большая плата. Ранняя смерть, одиночество, психические расстройства... - вариантов море. Не соглашусь, нет! :no: Моя картина мира - противпротивпротив!!! :)
Почему - плата?! Почему именно такая?! Кто взимает плату? С кем договор?
Мне ближе другое объяснение - что хрупкая тушка и хрупкая неподготовленная психика человека неспособны нести груз озарений и открытий. Не готовы к контакту с высшим... а приходится. Вот и психические расстройства, и раняя смерть... А у одиночества много причин. В том числе те же самые, с помощью которых портят себе жизнь и самые обыкновенные люди, то есть не отягощенные проблемами творческой личности.)
24.12.2009 в 14:00

Весь мир хочет жить в горах, не понимая, что настоящее счастье в том, как мы поднимаемся в гору (с)
Замечательно! Вот как есть замечательно!
24.12.2009 в 16:49

Людовед и душелюб.
У меня так чешутся руки написать комментарий, что не пробежал глазами предыдущие, если повторю кого - извиняйте В)
В свое время дивился тому, как можно отчуждать творчество от творца, как греки могли боготворить искусство и презирать их создателя, и как впоследствии римляни, заимствовав культуру, относились с пренебрежением к самим грекам. Потом вспомнил, как сам отношусь к М, N и S, в то время как весьма уважаю их талант, и все понял.
Это с одной стороны. С другой - я бы не стал так отчуждать творение от творца. Да, на "Теории текста" я с пеной у рта доказывал, что утверждение "В любом тексте отражается личность автора" верно не во всех случаях, поскольку при желании и знании основ текстологического анализа личность можно скрыть; что в официально-деловых текстах, словарях и пр. личности фактически нет.
И все же, так или иначе, в художественном произведении личность автора проглядывается. Я бы даже настаивал, что каждый герой - субличность автора в той или иной степени. Я думаю, в своем сюрреалистическом произведении "Степной волк" в эпизоде с отражений героя Гессе подразумевал примерно то же.
Касаемо несоответствия рассуждений и поведения в жизни и произведениях, я бы сказал так: это всего лишь диссонанс меж теорией и практикой, тлетворное влияние эндокринной системы и двойных стандартов, от которых многие смертные не избавлены, а автор тоже гомо сапиенс В)
25.12.2009 в 05:52

Дориан Энгельзайн И все же, так или иначе, в художественном произведении личность автора проглядывается.
Ну а как же без этого! Самый тот материал, который всегда под рукой у автора, - это сам автор, его жизнь, воспоминания.
Может, я скоро доберусь и об этом порассуждать. Отражения субличностей автора в его персонажах - тема интересная до жути.)))
30.12.2009 в 21:39

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Эсса, а если хрупкая психика не выдержала - разве это не плата? Для того, чтобы платить, не нужно заключать договор...
Что касается одиночества... Необычно мыслящим непросто.
31.12.2009 в 06:12

Ticky а если хрупкая психика не выдержала - разве это не плата? Я это называю - "последствия". Мы с тобой имеем в виду, кажется, примерно одно и то же. А слова употребляем разные. Для меня слово "плата" имеет другой смысл.
02.01.2010 в 13:35

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Эсса, "последствия" звучат слишком... серо и буднично)
02.01.2010 в 13:40

Ticky :upset: :nope: Что это значит - буднично? :upset: Мне неважно, как оно звучит... собственно, никак особенно не звучит... Последствия и последствия... Последствие происходящих событий, совершённых действий (или бездействия), то положение вещей, которое получается в результате.
Это слово выражает именно то, что я имею в виду. А слово "плата" имеет другое значение: воздаяние, возмещение, компенсация КОМУ-ТО. Вот если предполагаемые высшие силы представить персонифицированно, как существа, которые отмеряют на весах талант и записывают: "А вот за эту меру таланта поэт Х обязан трижды развестись с женами и бросить на произвол судьбы своих детей... А художник Y должен стать алкоголиком. А свою счастливую семейную жизнь и здоровье они отдадут нам, в качестве ПЛАТЫ, нам они нужны..." Вот если так - тогда подходит слово "плата"... но мне такая картинка не нравится.
02.01.2010 в 14:24

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Эсса, последствия - это результат, это что-то изученное, осмысленное, понятное. Есть причина - есть следствие. К последствиям можно приготовиться, их можно избежать, их можно ослабить... Почти математика жизни. Слишком разумно, слишком сухо звучит это слово.
Платы избежать нельзя, она придет в любом случае. Она не следствие таланта, она - его неотъемлимая часть. Будешь ждать с севера - заявится из-под земли. Сумасшествие-последствие придет после творчества, сумасшествие-плата придет вместе с ним...
эхх... это как-то сложно объяснять... В общем-то, поэтому я держусь за слово "плата" (оно несет в себе что-то иррациональное) и отказываюсь от слова "последствие"(=
02.01.2010 в 14:37

Ticky эхх... это как-то сложно объяснять... :friend: Я с тобой очень во многом согласна... держусь за слово "последствие" и отказываюсь от слова "плата". :laugh: Наверно, остановимся пока на этом, а то разговор зашел в сферу терминологических разногласий, и так можно продолжать бесконечно долго. :)
02.01.2010 в 15:00

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Эсса, как раз хотела это предложить))) :friend:

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии