Внезапно я читала лекцию ребятам о творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
Вот уж к чему не готовилась...
А досадно слышать упоминания этого имени в школьной программе. "Солнце русской поэзии"...((( Пустые, заученные слова... Как же его не ценят, не понимают, что он сделал для  современной русской поэзии!
И вот я (да простят меня Визбор и Окуджава) целый урок, не меньше, рассказывала, что Пушкин - великий новатор, который ломал традиции поэзии его времени. Смело так ломал, смеясь, молодо и задорно...
О романе в стихах "Евгений Онегин". Знаю почти наизусть, поэтому цитирую легко и с удовольствием. Сопоставляя со стихами более ранних поэтов. И с поэтами нашего времени: а вы думаете, без Пушкина бы это всё было?! Может и было бы, но позже и как-то иначе, не знаю как.
О смелом - и невероятном для того времени - смешении стилей в этом самом "Евгении..." Пушкин ввел в поэзию слова и выражения простого, разговорного русского языка и позволил им там быть! Тем самым дал право другим поэтам их использовать!
Эх...
Так и хочется сказать: "Чему их только в школе учат"... но в школе я тоже этого не знала. А именно это и нужно знать.
Не нравится мне школьная программа по литературе, что прежде, что теперь.
Ребята слушали. И наперебой вопросы задавали. И сказали: "Почему на уроках литературы так не рассказывают".
Не зря старалась, надеюсь, что-то осталось.

@темы: рабочее

Комментарии
22.01.2022 в 14:16

Эсса, может тебе правда в школу пойти учить
22.01.2022 в 14:32

Аня, читательница, Аня, ты что, где я и где школа! Ужас-ужас, ни за что.
Кстати, заходи в гости, давно не виделись, поговорим о Пушкине. ;)
22.01.2022 в 19:39

Эх, завидую вашим ученикам. Я бы тоже с удовольствием послушала. :yes: (Насчет новаторства Пушкина я, конечно, знала, но вас послушала бы!)

Я вот, честно говоря, больше жалею, что нам в школе почти не давали современных поэтов. Пушкин с Лермонтовым прекрасные поэты, спору нет, но среди наших современников полно замечательных поэтов и стихов, о которых неизвестно почти никому. Ну, сейчас, слава богу, интернет есть, кому интересно - могут найти.

С другой стороны, почему дети не интересуются литературой? - да потому что у них есть более насущные интересы, занятия, которые им в данный момент важнее. Социализация и т.д. Просто ресурсов на все не хватает. Знакомить детей и подростков с литературой и прочим, конечно, нужно, но не имеет смысла ожидать, что они будут увлекаться серьезно. И вовсе это не значит, что они так и останутся необразованными. Придет время, прочитают. Я многих знаю, кто по доброй воле стал классику читать в зрелом возрасте. Я считаю, что в детстве наиболее важно - привить ценность быть образованным, эрудированным, дать почувствовать удовольствие от обучения, тогда человек потом сам станет обучаться. А если ученика все время ругать, принуждать, заставлять испытывать неприятные ощущения от процесса - вот они потом могут и не захотеть возвращаться к учению.
22.01.2022 в 23:17

Почему на уроках литературы так не рассказывают
у нас рассказывали!
23.01.2022 в 04:26

a-s-k-a, Дети интересуются современной поэзией, только не знают, где искать и на что ориентироваться. Поэтому читают модные паблики. Заглядывала я. Слащавые или ложно-глубокомысленные стишата, и обязательно, знаете, прилагается красивая картиночка с девочкой, задумчиво сидящей на подоконнике... Иногда и там что-то достойное встречается, но редко.

В школе современную поэзию не дают и вряд ли будут. В советское время - понятно почему: а где программа? а кто скажет, что можно, что нельзя, а вдруг там что-нибудь... такое? В наше время - вроде бы у педагогов  свободы больше, а на деле - то же самое.

Вообще мне жутко не нравится школьная программа. Запихивают в детей поэзию, которая у них не вызывает эмоционального отклика, прозу, которая пятнадцатилетним не подходит по возрасту - так можно только добиться стойкого отвращения к чтению, "потому что это скучно и нудно", что мы и имеем.
23.01.2022 в 04:45

Анй, повезло!!
Я отлично помню мою учительницу литературы, чудо, что она не отбила у меня интерес к книгам.
Она вела урок, читая по учебнику, иногда это была методичка, но обычно просто учебник, который у  каждого на парте.
Помню, как она несколько уроков мучила бедного "Онегина". По строчкам разбирала. У нее была какая-то методичка с этим разбором, ее она нам и читала. Например, так: ""Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок, там друг невинных наслаждений благословить бы небо мог". А Евгений там скучал - и мы должны из этого понять, что он не был другом невинных наслаждений!"
И так урок за уроком, убивая всю красоту и живость пушкинского слога.(
Что на самом деле Пушкин сделал для русской литературы - я узнала уже в университете.

Наслышана про учительницу из одной школы, где мои ребята учатся. Вот прям похожа. Бубнит урок, уткнувшись в методичку или тетрадь. В детстве я такую манеру принимала как должное, а сейчас - странно. Ведь если  тема мне интересна, если вообще мой предмет мне понятен и интересен, то я его знаю без бумажки...
23.01.2022 в 05:45

Эсса, А Евгений там скучал - и мы должны из этого понять, что он не был другом невинных наслаждений!"
Точно. Онегин не был другом невинных наслаждений, он был другом виноватых наслаждений, ибо был повесой, картежником и всякое такое прочее. :laugh: :gigi:
23.01.2022 в 06:03

a-s-k-a, оно так, конечно.))) Но каков анализ! От таких уроков можно со скуки помереть, а не заинтересоваться Пушкиным!
23.01.2022 в 11:31

"В дискуссии о том, чей Бог добрее, кило тротила - первый аргумент" (Т.Шаов)
Наш неизвестный Пушкин...
А литературу и впрямь в школах ведут отвратно: при том, что я люблю читать и любила писать (тогда еще - даже не фанфики, а пыталась что-то свое), заданное по литературе я в старшщих классах вообще читать не могла, урои литературы ненавидела и проводила с пользой - писала на них повести:) В старших классах про это даже моя учительница литературы сказала:)
И да, на том же канале Калинкина, например, про писателей узнаешь много больше и намного по-иному, чем преподают на уроках литературы: "родился, женился, работал над большим романом, умер. А теперь ответьте на вопрос, почему герой в романе думал так?". Убиться об стену просто....
23.01.2022 в 12:07

Рыбка фугуответьте на вопрос, почему герой в романе думал так?". Убиться об стену просто.... 
Теперь поднимаем стену. Стена поднимается... и вообще-то она декоративная.
За ней множество вопросов.
В каких условиях вырос автор? Что он видел-слышал, пока рос, пока взрослел?
Какие вопросы автора волновали, над чем он размышлял?
Как он решил для себя эти спорные вопросы, в какую сторону двинулись его мысли?
Кто повлиял на ход его размышлений? Какие авторы, философы, мыслители, общественные деятели?
Какие события?
Если теперь беремся за одну из книг автора. Какие мысли, какие идеи автор в ней отразил? Главный герой - кто он, в каких условиях он рос, кто на него повлиял, какие мысли он думает?
А значит: почему он поступает так, а не иначе. Он не может иначе, но почему?
И вот только теперь: чего хотел автор, выводя именно этого главного героя? Что он хотел нам, читателям, сказать через него?
Это тоже не говорят на уроках литературы. Или как-то вскользь. Учащиеся не понимают, о чем речь. А надо.
23.01.2022 в 18:54

Эсса, ужас полный.

у нас была классная умная женщина, занятия по лит-ре в последних классах были построены совершенно по университетскому типу: сдвоенные уроки, лекции на целую пару (интересные, без никаких бумажек — разве что, чтобы стихотворение процитировать, она могла к записям обратиться). после лекций на следующий урок — дискуссии вроде семинарских занятий, где уже знания учеников проверялись.
и правда повезло мне, кажется.
23.01.2022 в 20:39

Эсса За ней множество вопросов.
В каких условиях вырос автор? Что он видел-слышал, пока рос, пока взрослел?
Какие вопросы автора волновали, над чем он размышлял?
Как он решил для себя эти спорные вопросы, в какую сторону двинулись его мысли?
Кто повлиял на ход его размышлений? Какие авторы, философы, мыслители, общественные деятели?
Какие события?
Если теперь беремся за одну из книг автора. Какие мысли, какие идеи автор в ней отразил? Главный герой - кто он, в каких условиях он рос, кто на него повлиял, какие мысли он думает?
А значит: почему он поступает так, а не иначе. Он не может иначе, но почему?
И вот только теперь: чего хотел автор, выводя именно этого главного героя? Что он хотел нам, читателям, сказать через него?
Это тоже не говорят на уроках литературы. Или как-то вскользь. Учащиеся не понимают, о чем речь. А надо.

Вот да! Согласна полностью!! Вот ваши бы слова да всем им в уши!

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии