Смотрю, народ активно тащит из дневника в дневник этот список. Я не разделяю умиление, которое он у многих почему-то вызывает. Даже вдруг захотелось поспорить с теми, кто им восхищается, а такое со мной редко бывает.
Собственно, вот список:

Пишет  Free Mind:

Темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале XX века. Уже уютно просто вслушаться, и думаешь: какими воспитывали детей... Сколько всего было в этом воспитании.

* Замирание нашего сада осенью.
* Река в лунную ночь.
* Встреча войска, возвратившегося из похода.
* Лес в лучшую свою пору.
* Дедушкин садик. (для детей 12-13 лет)

Для младших классов:
* О том, что видела птичка в дальних землях.
* История постройки дома и разведения при нем сада...
* Великаны и пигмеи лесного царства.

Для старших гимназистов:
* Слово как источник счастья.
* Почему жизнь сравнивают с путешествием?
* Родина и чужая сторона.
* О скоротечности жизни.
* Какие предметы составляют богатство России и почему?
* О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
* О проявлении нравственного начала в истории.
* На чем основывается духовная связь между предками и потомством?


Что вам тут так нравится, люди-нелюди, а?!
Что в этих темах хорошего?
Вы думаете, если такие темы давались, то это значит, что гимназисты были умнее или нравственнее нынешних школьников? Да нет же.
читать дальше

@темы: мнения, цитаты

Комментарии
16.04.2012 в 17:12

это прекрасно, ящетаю :)
Очевидец о тогдашнем образовании
http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0440.shtml
16.04.2012 в 17:42

Спасибо!
Сюда же, кстати, Водовозову. Вдруг кому пригодится. az.lib.ru/w/wodowozowa_e_n/text_0020.shtml
16.04.2012 в 19:27

Nil desperandum.
Это развивает творчество, им приходилось придумывать =) Хотя умиляющего ничего не вижу.
16.04.2012 в 19:54

"Теперь на очереди был гвоздь вечера — оригинальные произведения молодых девиц. Одна за другой они подходили к краю эстрады, откашливались, развертывали рукопись, перевязанную хорошенькой ленточкой, и начинали читать, особенно напирая на выразительность и знаки препинания. Темы были все те же, над какими в свое время трудились их матушки, бабушки и, без сомнения, все прабабушки, начиная с эпохи крестовых походов. Тут были: "Дружба", "Воспоминания о былом", "Роль религии в истории", "Царство мечты", "Что нам дает просвещение", "Сравнительный очерк политического устройства различных государств", "Задумчивость", "Дочерняя любовь", "Задушевные мечты" и т.д.

Главной особенностью этих сочинений была меланхолия, любовно вынянченная и выпестованная, кроме того — сущее наводнение всяких красивых слов и к тому же — манера носиться с каким-нибудь любимым выражением до тех пор, пока оно не навязнет в зубах и не потеряет всякий смысл; а особенно заметна и неприятна была надоедливая мораль, которая помахивала куцым хвостом в конце каждого сочинения. Какая бы ни была тема, автор из кожи лез, чтобы впихнуть в свое произведение что-нибудь полезное и поучительное для добродетельного и возвышенного ума. И хотя фальшь этой морали бьет в глаза, ее ничем не искоренишь; она до сих пор остается в силе и не выведется в наших школах, пока свет стоит. Нет ни одной школы во всей нашей стране, где ученицы не чувствовали бы себя обязанными заканчивать сочинение моралью; и чем легкомысленней и маловерней ученица, тем длинней и набожней будет мораль. Но довольно об этом. Горькая истина никому не по вкусу. Давайте вернемся к экзаменам. Первое из прочитанных сочинений было озаглавлено: "Так это и есть жизнь?"

Марк Твен

:)
16.04.2012 в 23:51

"Потому что с точки зрения вечности никто никуда не уехал..." (с)
Ммм.. меня темы действительно, можно сказать, умилили.. вот только, исключительно в переносе на себя..
Потому что, учась в школе, я, основываясь на своем опыте, могла бы написать неплохое сочинение примерно на половину представленных тем. Потому что я видела и реку в полнолуние ночью, и туман в поле, когда ничего не видно на расстоянии вытянутой руки, и лес во все времена года и т.д.
Не разделяет большинство умилившихся, видимо, современность, когда дети, как минимум, в деревню летом из города выезжают, от дореволюционных реалий, когда школьники-институтки, в большинстве своем, были на весь период обучения заперты в стенах своего образовательного учреждения.
Но лично я в 15 лет лучше бы написала сочинение про реку в лунную ночь, нежели про "внутренний монолог Болконского".. просто потому, что не доросла я на тот момент до полного понимания того монолога.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии