Даже не знаю, чем меня больше огорчают ученики-старшеклассники - полным отсутствием эрудиции и словарным запасом, достойным Эллочки-Людоедки, или все-таки откровенным нежеланием мыслить...
Разучивали песню Зои Ященко "Белая гвардия". Задаю обычный вопрос:
- Непонятные слова в тексте есть?
- Нееет!!
- Ну-ну. "Красные, красные кумачи с красных деревьев на землю упали"? Что такое "кумачи"? И что вообще имеется в виду?
Молчание.
Первый ответ: - Это мешки. - И после некоторого размышления: - Мешки с листьями.
Второй ответ: - Это птицы. Вроде голубей. Только красные.
- Угу... Еще непонятные слова?.. Лариса, Таня, Саша?.. Текст прочитали? Непонятные слова есть?
- Эээ... Не знаю... Может, и есть.
Они не знают. Они не знают, понятно им слово или непонятно!!

Знаете, я только тут открыла для себя, что бывает такая степень безмозглости неспособности работать с информацией, чтоб не уметь вычленять незнакомые слова! Даже совсем незнакомые! Даже те, относительно которых нет даже иллюзии знакомости, никаких версий нет.
Как они будут жить дальше? Без мозгов-то?
Ну что ж. В моей студии - или петь научатся, или хоть новые слова узнают, а может, и видеть незнакомые слова в тексте приучатся - чем черт не шутит... Всё польза...

@темы: мой педагогический опыт, люди, будни

Комментарии
27.01.2012 в 09:11

I see you
жесть.
тема, конечно, достойна лингво-когнитивног оисследования, но грустно
27.01.2012 в 09:44

Да влом им просто. Х) Я надеюсь.
27.01.2012 в 09:58

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Может кумачей не заметили, а остальные слова понятны, но они опасаются, что снова что-то пропустили?
А вообще, я этих кумачей тоже никогда не замечала в тексте XD Специально сейчас перечитала, кроме них только слово "обетованный" может быть незнакомым - и все
27.01.2012 в 10:22

Ticky, совершенно верно, "обетованный". И еще "сонник". "Сонник" не знают только некоторые, а вот "кумачи" и "обетованный" - ни один не знает из сорока с лишним моих учеников.

Не заметить незнакомое слово, просто слушая песню, - это вполне нормально. Другое дело - не заметить это слово, когда песня прослушана и пропета несколько раз, с текстом в руках, и преподаватель тебя просит указать незнакомые слова. И из всей группы хорошо если один человек способен это сделать. А остальные - так и будут петь непонятную тарабарщину, пофигу им...(((

В прошлом году то же было с песнями Медведева. Всем нравится "Корабельный кот". Ладно, давайте учить, вот вам текст. Непонятные слова есть? Нееет!! Всё понятно? Дааа!! Хорошо, кто объяснит, что такое форпост? Пакля, флюгерок, провиант, лагуна? И - тишинааа...((((((((
27.01.2012 в 10:24

Ящур, я не совсем понимаю, что ты имеешь в виду, но по-моему, это и есть то, что меня печалит. Ты называешь это "влом". Я называю это "отсутствие навыка обработки информации". :) Это ж как отупеть надо, чтобы, читая текст несколько раз, вслух, в упор не замечать в нем незнакомые слова! :(

Причем речь идет не о скучных школьных предметах, которые приходится учить против воли. Речь идет о песнях, которые ребяткам нравятся, они сами хотят их учить, я ничего не навязываю, то есть вроде бы с мотивацией все в порядке...
27.01.2012 в 10:25

Hemem, и мне бывает грустно. А так как исследование я писать не собираюсь, то не могу даже утешить себя тем, что соберу нужный материал!))
27.01.2012 в 10:32

I see you
Эсса, а вот мне кажется что тут чтото такое очень интересное зарыто. начала задаваться вопсроом - а всегда ли я обращаю внимание на незнакомые слова в тексте? всегда ли мое образное представление правильно? ну таки нет. в приведенном примере я понимаю что кумач это ткань из которой делают флаги, но не более того.
а так я часть пропускаю всегда и даже не задумываюсь.
27.01.2012 в 10:42

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Эсса, сонник не знают? о___О чудеса.
Ну если текст в руках, тут, конечно, странно )

В оправдание могу сказать только, что у меня раньше было: слово понимаешь? - Понимаю. - Что значит? - Эээээ... ну это такая штука...
Как, например, со словом лагуна - для меня это чистый, маленький, симпатичный залив. И тут я залажу в словарь и выясняю, что лагуна - это "мелководный участок, частично или полностью отрезанный от моря". То есть, я понимала это слово изначально неверно. Почему? Просто потому, что мне показывали картинки и говорили: "это лагуна". И мне этого хватало.
Наверное, и корни ноги у проблемы растут из того, что ребенок не разбирается с каждым конкретным словом отдельно, он запоминает и воспринимает слова в контексте. Запоминает, что чем называют. Как-то так, наверное?
27.01.2012 в 10:46

Эсса, мотивация в группе - это сложная штука. Мои школьные годы не так далеко и я помню еще такие фишки как "да ну высовываться", "учитель и так скажет", "другой спросит, че мне руку тянуть" и т.д. Когда человек говорит "не знаю" - это еще не значит, что он действительно не знает. Еще можно просто невнимательно слушать/читать, размышляя о своем. Тогда, прошляпив половину текста, ты действительно не знаешь были ли там незнакомые слова или нет.
Сколько ребятками лет, кстати?) 16-17?
27.01.2012 в 11:00

Hemem, да, это интересно. Способность подвергать сомнению правильность собственных представлений. Ты об этом?
Я-то редакторской и корректорской обработкой текстов занимаюсь. Так что для меня эта способность - необходимый профессиональный навык. Никто не может знать все слова и написания. Существуют словари и энциклопедии. Но они бесполезны, если не знаешь, в какой момент пора к ним обратиться. Прежде всего надо уметь вычленить в тексте слово или словосочетание, насчет которого не совсем уверен.)))

в приведенном примере я понимаю что кумач это ткань из которой делают флаги, но не более того.
Ну и вполне достаточно для понимания этого куска текста. Мы же говорим об общей эрудиции, а не о специальных знаниях по истории, например, текстильной промышленности. :)
Точно так же, если б ребята сказали, что лагуна - это какой-то залив, я бы не придиралась.
27.01.2012 в 11:08

I see you
Эсса, ну вот тут мне пока неясно чудится какойто- провал логики. в смысле что слово всегда вызывает некий образ одним своим звучанием. плюс контекст.
во кстати пример - я щас учу французский, и у меня богатый навык чтения текстов где я не понимаю процентов 10 слов. я научилась их просто пропускать или за секунды приписывать им какието проходные значения типа "это чтото неживое", "это чтото что делают люди", "это ругательство" и так далее. и после прочтения текста я не могу с уверенностью сказать какие слова были для меня не знакомы.
вот мне кажется что означивание кумача как птицы это вполне логичный акт исходя из контекста. а в варианте с мешком вообще проглянул даже отблеск истинного значения, ну если смотреть по ассоциации..
27.01.2012 в 11:26

Hemem, при изучении иностранного языка такое отношение к словам - наверное, естественный и необходимый этап? Когда читаешь текст на полузнакомом языке и пытаешься схватить хотя бы общий смысл? А потом, постепенно, проясняются значения отдельных слов, растет словарь...
Давно я не занималась языками. Уже и забыла, как это бывает.)

Ошибочное понимание некоторых слов, тем более редких или устаревших, это тоже вполне нормально. Меня больше огорчает, что вот перед ними текст, прочитанный и прослушанный уже на много раз, вот в тексте слово, например, "обетованный", и не знает его никто из 40 человек - даже версий нет. И не видят они сами этого слова, никто не видит, пока я на него не укажу.

Насчет птиц и мешков, я даже затрудняюсь сказать, хорошо ли это. Наверное, хорошо, - хоть какая-то активность для начала. Воображение работает, опять же.)) Но мне чудится тут попытка тупо угадать, чтобы заслужить похвалу.
Значения "красная ткань" в слове "мешок" я все-таки не вижу. Ну почему мешок?))) Отдаленная такая ассоциация.)))
27.01.2012 в 11:33

I see you
Эсса, ну, в определенной степени этот этап незнакомых слов - он почти вечный, нельзя знать всех слов языка. и носители этого не знают.
я многих слов русского языка не знаю. не знаю кто такой причетчик. что такое желтофиоль....

меня чтото заинтересовала эта тема, попробую сегодня со знакомым психологом поговорить о механизмах того как и когда человек задумывается, понимает он значение слова или нет
пока что есть рабочая гипотеза о том, что осознавание может не участвовать в процессе обучения и выучивания наизусть. означивается, но не осмысливается.. а с точки зрения означивания все слова одинаково не волнуют )
27.01.2012 в 11:34

Ticky, они много чего не знают.)) Я постепенно выясняю, какие слова представляют затруднение. А раньше бы не подумала.
Например, я уже говорила: мне не пришло в голову пояснять, что такое Южный Крест в песне Визбора "Мадагаскар". И полгода песню пели! А потом вдруг один мальчик взял и спросил! Выяснилось, что никто не знает. Что там такое в песне залезло на небо, зачем оно туда залезло...

Да пусть бы они хоть знали, что лагуна - это залив! Просто какой-то залив. Нет же - не знают, и незнакомого слова не видят...
27.01.2012 в 11:35

I see you
Ящур, кстати вот плюс один, ценное замечание. в группе люди часто не спрашивают
27.01.2012 в 11:40

Ящур, ребяткам от 12 до 18 лет. В основном старше 14.
А, так ты считаешь, что они слова знают, но скрывают?)) Отвечать ленятся? И спрашивать, если видят незнакомое слово, тоже ленятся?
:duma2: Ну, наверное, и такие есть. Но ведь не ВСЕ же.
Мы занимаемся в маленьких группках, человек по 5-10, обстановка на занятиях свободная, не требуется поднимать руку и вставать - мы просто беседуем. Обычно они высказываются довольно легко. Привыкли уже. А есть и очень активные личности, которые любят отвечать на вопросы. Если бы они знали ответ, они бы не стали молчать, как партизаны.)) Тем более, когда я обращаюсь уже к каждому поименно.
Нет, я не могу поверить, что причина всему - только повальная лень. Хотя, конечно, это одна из причин.
27.01.2012 в 11:43

Hemem, не знаю кто такой причетчик. что такое желтофиоль....
И я тоже не знаю. Но мы же знаем, что мы их не знаем! Мы их уже отметили как незнакомые. Понадобится - посмотрим в словаре.
В том-то и дело.
А тема интересная, да.
27.01.2012 в 12:30

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Эсса, ничего, я думаю, придет =) просто потребности не было =)
27.01.2012 в 12:39

I see you
Эсса, может быть им просто не интересно? не интересен свмысл, а интересна форма активности...
я, помнится, с упоением орала какието песни в компании, не понимая смысла половины слов. главное было что компания что песня и все круто
27.01.2012 в 12:50

Ticky, любопытно будет пронаблюдать, изменится ли что-нибудь в результате наших занятий. Пока - не вижу, но у меня из прошлогоднего набора и народу всего ничего осталось. Мало материала для выводов.

Hemem, согласна. Иногда я думаю, что многие из них вообще не подозревали, что в песне бывает смысл.)) Для них это звуки и звуки, орутся и орутся.)) Может быть, кого-то я подтолкнула впервые в жизни задуматься над смыслом стихов! Если так - то понятно, что они несколько тормозят. Непонятно, почему это случилось с ними впервые. А уроки литературы в школе? Но это уже другой вопрос.
27.01.2012 в 15:22

I can look pretty outside and look ugly outside if I wanted to...But I can never change the beauty inside me...
Если честно, я тоже не всё там понимаю, в том числе и кумачи эти. И про лошадей там тоже чё-то не очень понятно.
В общем, я бы не отказалась от комментариев на тему смысла. Слова понятны, а вот как они все связаны - :no:
А песню эту люблю.
27.01.2012 в 15:35

Не рычи, когда улыбаешься.
Эсса, как это грустно читать и я как я тебя понимаю...
27.01.2012 в 16:18

Эсфирь, смысл в песнях Зои Ященко - штука весьма относительная. :) Они воспринимаются, я бы сказала, на эмоциональном уровне. Они описывают не события, а скорее состояние, ощущение. Иногда мне кажется, что это описание сна. Я ее песни воспринимаю обычно как вереницу образов, легко визуализируемых. Каждый отдельный образ расшифровать нетрудно: красные кумачи с деревьев упали - ну листья осыпались, понятно. Красные лошади на заре - рассвет, отблеск утреннего солнца и красной листвы на подоконнике... А все вместе - осень. И настроение автора на фоне осени. Настроение передано, очевидно, хорошо, потому что многих цепляет. А кого не цепляет, те говорят: "Ну что за бред!" :)

#Vredina#, :friend: Но чему-нибудь они обязательно научатся, правда же? ;-)
27.01.2012 в 16:40

I see you
Эсса, у меня вот красные кумачи с деревьев вызывают только политчиеские ассоциации - изорваные флаги на голых ветвях, и строка из Янки дягилевой "на перебитых фонарях - обрывки петель"
27.01.2012 в 16:55

Hemem, политические ассоциации там тоже вполне могут быть заложены - учитывая, что песня посвящена А.Галичу. Но я их не воспринимаю.
Но вообще-то эта песня воспринимается именно так - как цепочка ассоциаций.
27.01.2012 в 19:29

I can look pretty outside and look ugly outside if I wanted to...But I can never change the beauty inside me...
Эсса, ты меня утешила, а то я думала, что это всё буквально. а если это образы, то тогда проще)
28.01.2012 в 03:18

Эсса, ну, может быть еще и такое, что народу кажется, будто все остальные это слово наверняка знают, а ты как дебил спросишь - потом придется долго восстанавливать свое положение в обществе!)) А так - может, и пронесет. Да и еще десяток, оказывается, не знало. Нормально.

Вообще, раскачать группу до активности крайне сложно. Особенно в "йуном" возрасте. Есть такие индивиды, которым интерес важнее того, что подумают о них другие, но их много меньше. Это, к слову, социопаты, социофобы и прочие унылые личности из разряда "Человеческие взаимоотношения? Не, не слышал". По большей части человек стадное животное (zoon politikon, как говорил Аристотель, то есть необязательно в плохом смысле) и выделяться не хочет. А задавать вопрос, отвечать на вопрос в классе - значит выделяться. Мне вот, помню, было наоборот проще поднимать руку, чем говорить сразу. Хоть какая-то схема действия.

Короче, я надеюсь, что проблема в этом, а не в мозгах. Иначе все было бы совсем печально.
29.01.2012 в 09:26

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Ящур, Есть такие индивиды, которым интерес важнее того, что подумают о них другие, но их много меньше. Это, к слову, социопаты, социофобы и прочие унылые личности из разряда "Человеческие взаимоотношения? Не, не слышал".
очень заинтересовала эта фраза. То есть, получается, если человек целенаправленно изучает то, что ему интересно, то он социопат, социофоб или что-то подобное? И, наоборот, если человек не решается взяться за какое-то интересное и важное для него дело, потому что боится мнения окружающих и так и остается на прежнем уровне, - значит, он нормальный и с ним все ок?
29.01.2012 в 10:40

Ticky, не совсем. Вся малина - ягода. Но не вся ягода - малина. Впрочем, даже так получается не совсем то.
Два тезиса:
1)Людям, которые легко выделяются из группы (посредством вопросов, к примеру) чаще всего трудно в повседневном общении, потому что они плохо чувствуют "социальную волну" (чем бы она не была) и следуют своему собственному вектору, что обычно отдаляет их от общества, влечет осуждение со стороны окружающих. Отсюда могут возникнуть реакции сродни социофобии. Они необязательны, но могут и возникают. Вроде даже часто, но точной статистики не знаю. (Социопатия - это немного не то, она, насколько я помню, обусловлена физическими дефектами мозга.)
2)Большинство выделяться не любит и крайне ценят общественное мнение, предпочитая одобрение окружающих исполнению своих настоящих желаний. А раз это большинство, значит норма. Печально, но факт.
29.01.2012 в 14:52

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Ящур, Любопытный факт. Просто я как раз из тех любопытных, которые легко выделяются ) и в повседневном общении действительно - непросто. Вот и интересно, что с этим делать (=

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии