Надо бы эту простую истину записать где-нибудь на видном месте и почаще перечитывать.
И ведь знаю же, но...
До сих пор иной раз промелькивает в мозгах: "Это же все знают, ВСЕ! Нельзя же этого не знать!"
А вот и можно.
Я говорю не о каких-то отвлеченных и специальных знаниях.
Например...
Мир наполнен звуками (и красками). Для всех, кто способен слышать и видеть. Звуки бывают высокие и низкие, то есть один звук выше, другой - ниже. Я уж не говорю об особенностях тембра, но "выше-ниже" - это для меня с рождения было так же очевидно, как то, что небо синее, а солнце светит и греет.
Еще из "общеизвестных" сведений.. У собаки четыре ноги, у муравья шесть, а у паука - восемь.
Разве это нужно объяснять? Это всем известно.
А вот и не всем.
Несколько лет назад я с изумлением узнала, что многие люди понятия не имеют, что у паука - восемь ног (больше, чем у муравья и у собаки!). Причем в том числе - художники! Иллюстрирующие детские книжки!! :buh: А я-то полагала, что рисующие люди особенно внимательны к облику окружающей действительности. Ага, как же. Еще одна иллюзия разбита. :-D
А многим моим ученикам (очень многим!!) незнакома такая характеристика звука, как высота. Они не знают, что один звук может быть "выше" другого. Они знают только - "громче" и "тише". То есть замечание "первая струна ниже, чем нужно, настрой ее выше" для них непонятно.
Вот же ж.(( :-/
Ну, конечно, это не всё.
Никакие сведения и факты НЕ ЯВЛЯЮТСЯ очевидными и общеизвестными. Записать на видном месте и выучить.

А с вами случалось, что факты и сведения, которые вам казались очевидными (и общеизвестными), оказывались вовсе не такими? И приходилось объяснять? И удавалось вам объяснить?

@темы: мнения, мой педагогический опыт

Комментарии
13.10.2010 в 13:38

Случалось.удавалось.но истина действительно вроде простая,но поверить в неё сложно:(
13.10.2010 в 15:24

Как сейчас помню, одному человеку доказывала, что кремовый цвет - вовсе даже не розовый и даже близко не валялся с розовым. Привела аргумент "а спроси у своей сестры, она подтвердит мои слова, это же все знают!" Спросил. Сестра сказала, что кремовый - это розовый. :D
Я-то думала, только у мужчин определение цветов - штука неопределённая. :)
13.10.2010 в 16:16

попереду - холодна могила, а позаду - вороги лежать
Я тоже "выше" и "ниже" применительно к звуку очень плохо различаю.
Вот для меня в детстве стало немалым удивлением, что Дракула действительно был.
А у паука еще и глаз восемь.
13.10.2010 в 16:21

любовь к себе - это роман на всю жизнь
как всё плохо то...
13.10.2010 в 16:25

Snowry А в твоей практике какие случались истины?

WitchOwl Вот! Цвета - они где-то тоже рядом со звуками. И я не знаю, как их объяснять. Может, художники знают? Но понятно же, что кремовый цвет - не розовый! :-D

Clegane стало немалым удивлением, что Дракула действительно был. Тоже было когда-то. Это интересный момент: вроде уже привык к литературному персонажу, и ВДРУГ оказывается, что у него имеется исторический прототип, да еще чем-то и похож.)))
А у паука еще и глаз восемь.
О да!! Но глаза трудно сосчитать невооруженным глазом, особенно если имеешь дело с живым пауком в дикой природе, а вот лапки - можно.
Я тоже "выше" и "ниже" применительно к звуку очень плохо различаю.
Различать на слух - дело практики. Но для начала надо уяснить, что звуки вообще бывают "выше" и "ниже". А вот мои ученики таких слов не знают... Что ж, теперь узнают!! ;-)
13.10.2010 в 16:29

дневник зануды Кому плохо?)) Учителю после занятий - ага, иногда бывает... но уж это я как-нибудь переживу! ;-) А ученикам - им хорошо! Они же не знают, чего лишены... в том-то и печаль... (((
13.10.2010 в 16:42

любовь к себе - это роман на всю жизнь
я об этом и говорю, просто странно как то, ты пишешь, что они не понимают очевидные вещи, а ведь это и правда очевидно, обидно, что они ни чем не интересуются
P.S. я конечно понимаю, что многие никогда не были в опере, и не слышали музыкальных инструментов (классических), но хоть как поют люди все слышали...женщины выше, мужчины ниже — это же должно быть понятно
13.10.2010 в 16:46

А самые разные,начиная с того,что автор "Игрушек" - Барто и заканчивая всякими психологическими заморочками:)
13.10.2010 в 16:52

дневник зануды Я уже почти привыкла, что школьники ничем не интересуются и что у них отсутствует эрудиция. Сначала это меня травмировало.))) Есть, конечно, исключения, а еще радует, что они ходят же на мои занятия, и не только на мои!! :)
но хоть как поют люди все слышали...женщины выше, мужчины ниже — это же должно быть понятно
Мне тоже так казалось! А вот и не должно. :gigi: Оказывается. :gigi: Им никогда никто не объяснил, что тоненькие женские голоса - это значит "выше", а более грубые мужские - это "ниже". Вот они и не знают!)))
13.10.2010 в 16:54

Snowry Ясно! Интересно, что именно из "психологических заморочек" кажется очевидным тебе... как-нибудь при встрече спрошу.)))
13.10.2010 в 17:24

Эсса Ага
13.10.2010 в 20:20

Лиса - чудеса!
Да, некоторые, например, уверены, что нет Нобелевской премии по математике, потому что жена Нобелю изменяла...
13.10.2010 в 21:47

Не-не, ничего очевидного нет и быть не может! Собственно, в последние годы я даже не считаю это страшным :D Ну, не знает бОльшая часть мира, кто такой Пушкин, и от этого хуже они не стали))
Первый раз я столкнулась с невозможностью вдолбить взрослым(!) людям характеристики цвета лет десять назад. То что цвет может быть холодным или тёплым было воспринято с недоверием)) Сказали, что всё это выдумки художников, чтобы запудрить мозги)) А для меня это было настолько очевидным, что казалось странным, что кому-то нужно объяснять.
А с музыкой - я в первом классе легко могла отличить альт от дисканта, потому что всё это рассказывалось на обычном уроке музыки в общеобразовательной школе)) Чем сейчас занимаются на этих уроках, если не знают, что у звука бывает высота, не представляю) И мне не жаль, что не знают те, кому это не нужно. Но ведь кому-то же нужно)
14.10.2010 в 12:37

Любовь - самое прекрасное чувство, способное вмиг сломать миллионы жизней или создать еще одну...
у меня такое не редко случается. Сейчас правда в голову ничего не приходит, но это как, например, что макароны надо в кипящую воду кидать. То есть вроде как люди и сталкивались с фактом/очевидностью, но тем не менее делают/поступают/думают не правильно. Часто это связано с какими-то действиями. И тут невольно задумываешься, что может быть всё дело только в воспитании, в окружении, в котором растешь.
14.10.2010 в 13:24

попереду - холодна могила, а позаду - вороги лежать
А восприятие цветов - это штука врожденная, также, как и тональный слух, либо есть, либо нет.
Вот еще одна дурацкая заморочка - нагадившую не там, где положено, кошку надо тыкать мордой в результат.
Найти бы того дурака , кто это придумал.
14.10.2010 в 13:48

Птица синица Я тоже многие вещи помню еще из школьной программы. Ну что ж, говорить о том, что школьное образование всё хужеет и хужеет с каждой новой реформой, наверно, нет смысла...((
И мне не жаль, что не знают те, кому это не нужно. Но ведь кому-то же нужно) Вот именно!

I-Rin St-eyes Насчет макаронов - наверное, эти люди не проверяли, что будет, если кинуть в холодную воду? Если попробовать, запомнишь навсегда. :)
14.10.2010 в 13:59

Clegane Вот еще одна дурацкая заморочка - нагадившую не там, где положено, кошку надо тыкать мордой в результат.
Точно, дурацкая. И опять же - если кто пробовал, легко мог убедиться, что этот, с позволения сказать, "метод воспитания" ни черта не помогает! А заморочка - живет.

А восприятие цветов - это штука врожденная, также, как и тональный слух, либо есть, либо нет. Это конечно. Но я не о способности различать звуки говорила, а о том, что дети не знают понятия "высота" звука. Например, отличить бас от дисканта может все-таки каждый. Но дети не знают, что из них называется высоким голосом, а что низким. Почти все поголовно не знают.(
17.10.2010 в 15:53

Со-действовать, а не со-страдать (с)
Иногда я думаю, что на этой проблеме строится моя жизнь, но в этом я явно не права. Что то, что очевидно для меня, является не только не очевидным для других, но не очевидным вообще и по факту. Хотя я знаю, что у паука восемь ног, но не могу знать, к примеру, слышат ли другие "высоту" и "низоту" звука, потому что аппарат слуха у всех похож, но разный, да и оттенки все видят иначе... И мой "красный" для другого будет алым, карминным, оранжевым, бордовым, фиолетовым или терракотовым...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии