Я же говорила вам, что в каждой новой группе обязательно найдутся особенные дети. На десяток учеников - один-два.
Стандартные аппликатуры аккордов продуманы для обычной руки. С обычными пальцами нормальной длины. Если у ученика рука не доросла - берется маленькая гитара, "половинка" или "четвертинка". А вот у девочки кисть руки обычного размера, а мизинец - маленький. Не дорос до первой фаланги безымянного пальца. (Взгляните на свою руку... Прикинули? Да!). Это наследственное. Этот мизинец уже не вырастет, всё, он не дотянется куда положено. И вот я сижу и изобретаю сокращенные аппликатуры, чтобы струны были хоть как-то зажаты. И нет, "половинка" девочке не подходит, рост-то обычный, руки длинные, неудобно. Ничего, играем.
........................................................
Мальчик играет, но наотрез отказывается петь. Уже его мама звонит, советуется, что же делать. Она сама поёт, любит петь, песни знает. А мальчик молчит, даже рот стесняется открывать. Может, его лучше на инструментал направить? Да нет, тоже не хочет.
- Костя, а может, было такое, кто-то тебе сказал, что ты плохо поёшь? Фальшивишь... голос противный... молчи лучше? Случалось?
Я спрашиваю наугад, опираясь на свой опыт. И попадаю прямо "в яблочко".
- Да, - шепчет Костя.
К счастью, это была не мама. Когда мама - положение почти безвыходное, авторитет мамы слишком сильный, мне его не переломить.
- А теперь меня послушай! Пой и всё! Здесь тебе никто не скажет такого!!
Костя нервно дергается, но я обнимаю его за плечи.
- А если кто попробует, мы с тобой ему покажем!!!
Очень важно вовремя сказать человеку: я - на твоей стороне! Ты не один. Зачастую этого достаточно.
И знаете что? Костя запел на следующем занятии. Да, в ноты он попадает через раз. Но ведь слух развивается. Главное - начать. Посмотрим, что дальше будет.