И очень низко - ниже собственной макушки, я бы сказала.

Есть у меня в студии один парень. Это в продолжение разговора об учениках, которые без способностей, но не бросают заниматься.
Тема занятия, например, транспонирование. Учимся переводить мелодию из одной тональности в другую. Всё просто, но думать немножко надо. Кто-то сразу понимает, кто-то попозже. Тема важная, желательно, чтоб усвоили все.
И вот сидит этот парень, смотрит перед собой пустыми глазами и даже не пытается выполнять задание. Он часто так сидит - как будто ждет, когда урок кончится, и я не понимаю, что его держит на занятиях студии - не школа же, можно бросить, если так уж скучно и неохота. А он ходит, уже полтора учебных года занимается. При этом играет на уровне начинающего, чуть более сложные приемы разбирать просто отказывается. Слуха у него нет, когда пришел - вообще ни в одну ноту и близко не попадал, и тем не менее за полтора года он стал петь заметно лучше, чем сначала, я же слышу. И между прочим, меня это радует.)))
Парню 16 лет. Толстый, рыхлый, неуклюжий. Он никогда не может ответить на вопрос, какая была тема прошлого урока. За полтора года не выучил наизусть, кажется, ни одной песни, поет и играет только по песеннику. На мои замечания типа "Что ж ты так?" невозмутимо отвечает: "Да, у меня память плохая". Ни следа смущения, огорчения, недовольства собой. Похоже, он считает, что всё нормально... Да я бы, если бы такое за собой заметила, - тьфу, тьфу!! - напугалась бы и бросилась срочно что-то с собой делать - лечиться, восстанавливаться! Беда ведь!
И вот сидит он... "Что? - говорю. - Что-то непонятно? Еще раз покажу, смотри..." - "Не, - бубнит, - не надо..." - "Тебе это понадобится!" Рассказываю вкратце еще раз, когда и зачем бывает необходимо транспонирование. Он лениво смотрит на меня тусклыми глазами: "Неее, не надо, я не буду, я все равно не пойму". И - равнодушный совершенно. Его не огорчает, что все остальные выполняют задание или уже выполнили, а он нет. Он сразу твердо решил, что он не поймет, и даже не собирается попробовать. Такой уже вполне сформировавшийся пораженец.(((
На олигофрена он ничуть не похож, и я не верю, что программа для него слишком сложная.
Может, он с первого класса как начал двойки получать, так и продолжает, и давно отвык по этому поводу огорчаться.
Может, у его родителей любимая фраза "Ты все равно не поймешь", и мне их авторитет не перешибить...

Не знаю, что с ним можно сделать в рамках студии. Тут бы психолога хорошего.
Времени на индивидуальную работу у меня мало - и, разумеется, я уделяю больше внимания тем, кто сам старается, разбирает новые песни, задает вопросы. Некогда мне прыгать вокруг парня, который ничего не хочет. Но... разве он ничего не хочет? Ведь ходит же - значит, чего-то хочет.
.....................................................................
Кстати, девочка, которая весь год валяла дурака, ничему не научилась и отказалась брать на лето мою гитару - ну та самая, которая не знает ответа ни на один вопрос и всегда улыбается, - так вот, она тоже пришла на занятия. Гитару ей по-прежнему не купили и даже не собираются. Единственная она у меня в старшей группе без гитары. Зачем пришла - не знаю, но пусть ходит. На маракасах будет играть.))